СПОСОБЫ СОВЕРШЕНИЯ МОЛИТВЫ УИТР Шейх Мухаммад Салих аль-'Усеймин رحمه الله تعالى сказал: - Можно совершать Витр в три раката, можно в пять, семь и девять ракатов. Если кто-то совершает три раката, он можеть делать это двумя способами, оба эти способа предписаны в Шариате: Первый способ: совершить три последовательных раката с одним ташаххудом. Второй способ: дать салам после двух ракатов, затем совершить один ракат. Каждый из двух этих способов приводится в Сунне, и если совершить в один способ, а затем в другой, то это будет хорошо…. Можно совершать эту молитву с одним салямом, но с одним ташаххудом, не с двумя, потому что, совершение двух ташаххудов, уподобляет ее молитве Магриб, а Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил уподоблять Витр молитве Магриб. См. Аш-Шарх аль-Мумти’, 4/14-16 🔻Ду’а-кунут во время совершения намаза «аль-уитр» «Он (да благословит его Аллах и приветствует!) произносил ду’а-кунут во время совершения (нечётного) рак’ата намаза “аль-витр”»1 (лишь) иногда2, и «он читал эту мольбу перед совершением поясного поклона»3. Он обучил аль-Хасана ибн ‘Али (да будет доволен им Аллах!) произносить следующую мольбу , когда он завершит своё чтение (Корана) в намазе »аль-витр»: اللهم! اهدني فيمن هديت، وعافني فيمن عافيت، وتولني فيمن توليت، وبارك لي فيما أعطيت؛ وقني شر ما قضيت، فـإنك تقضي ولا يقضى عليك، وإنه لا يذل من واليت، ولا يعز من عاديت تباركت ربنا وتعاليت ، لا منجا منك إلا إليك Аллахумма, хди-ни фи-ман хадайта, ва ‘афи-ни фи-ман ‘афайта, ва тавалля-ни фи-ман тавалляйта, ва барик ли фи-ма а‘тайта, ва кы-ни шарра ма кадайта, фа- инна-кя такды ва ля юкда ‘аляй-кя ва инна-ху ля йазыллю ман валяйта ва ля я’иззу ман ‘адайта4, табаракта, рабба-на, ва та‘аляйта, ля манджа мин-кя илля иляй-ка «О Аллах, выведи меня на правильный путь среди тех, кому Ты указал его, и избавь меня (от всего дурного) в числе тех, кого Ты избавил, и опекай меня среди тех, кого Ты опекал, и благослови меня в том, что Ты даровал, и защити меня от того, что Ты предрешил, ибо Ты решаешь, а о Тебе решений не принимают, и, поистине, не будет унижен тот, кого Ты поддержал , как не познает славы тот, с кем Ты стал враждовать! Господь наш, Ты – Благословенный и Всевышний! Нет спасения от Тебя, кроме обращения к Тебе!» 5. 1 Ибн Наср и ад-Даракутни приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. 2 Мы сказали: «Иногда», — потому что сподвижники (сахаба), которые передавали хадисы о намазе »аль-витр», не упоминали в нём о произнесении ду‘а-кунут, поскольку если бы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) всегда так поступал, то все они упомянули бы об этом. Да, от одного сподвижника – Убаййа ибн Ка’ба – сообщается о произнесении ду‘а-кунут в намазе »аль-витр». Это свидетельствует о том, что иногда он эту мольбу читал. Таким образом, здесь содержится свидетельство того, что при совершении намаза »аль-витр» произнесение ду‘а-кунут не является обязательным (ваджиб). Этого мнения (мазхаба) придерживается большинство учёных-богословов. Именно по этой причине учёный-исследователь ханифитского мазхаба Ибн аль-Хумам признал в книге »Фатх аль-Кадир» (1/306, 359, 360), что утверждение об обязательности произнесения ду‘а-кунут в намазе »аль-витр» является слабым и не подкреплено достаточными основаниями. Это свидетельствует о беспристрастности этого учёного и об отсутствии у него фанатизма, ибо этот взгляд, который он поддержал, противоречит его мазхабу! 3 Ибн Аби Шайба (12/41/1), Абу Дауд, ан-Наса’и в »Ас-Сунан аль-Кубра» (218/1-2), Ахмад, ат-Табарани, аль-Байхаки, Ибн ‘Асакир (4/244/2) приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. Ибн Мандах в книге »Ат-Таухид» (70/2) приводит только ду‘а-кунут из следующего хадиса через другую хорошую цепочку передатчиков. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге »Аль-Ирва’ » (426). 4 Это дополнение (в скобках) достоверно передается в хадисе, как указал аль-Хафиз в книге »Ат-Талхис». Я исследовал его в оригинале данной книги (»Аль-Асль»). Это упустил из виду имам ан-Навави (да будет милостив к нему Аллах!), который заявил в своей книге »Равдат ат-Талибин» (1/253), что эти слова добавлены учёными, равно как и слова: «Фа-ля-ка-ль-хамду ‘аля ма кадайта, астагфиру-кя ва атубу иляй-кя» (»Слава Тебе за то, что Ты предрешил! Прошу Тебя о прощении и приношу Тебе своё покаяние). Вызывает удивление, что буквально через несколько строк он (т.е. ан-Навави) говорит следующее: «Существует единодушное мнение относительно того, что аль-Кади Абу ат-Таййиб ошибся, отрицая правомерность произнесения слов «ля я’иззу ман ‘адайта» (»…не познает славы тот, с кем Ты стал враждовать»), которые привел аль-Байхаки. А Аллаху об этом ведомо лучше!». 5 Ибн Хузайма (1/119/2) приводит слова этой мольбы, а также Ибн Аби Шайба и остальные, о чём было упомянуто в предпоследнем примечании. Примечание: в конце ду‘а-кунут ан-Наса’и добавляет следующие слова » …ва салла Ллаху ‘аля-н-набиййи-ль-уммиййи» («…да благословит Аллах неграмотного Пророка!»), которые сообщаются через слабую цепочку передатчиков; среди тех, кто назвал её слабой, — Ибн Хаджар аль-Аскалани, аль-Касталлани, аз-Зуркани и другие (мухаддисы). Поэтому мы не включили это дополнение в нашу систему объединения приемлемых сообщений, руководствуясь условиями (достоверности хадисов), которые упомянуты в предисловии данной книги. Аль-‘Изз ибн ‘Абд ас-Салям в »Аль-Фатава» (66/1, год 1962) сказал : «Призывать благословение на Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) при произнесении ду‘а-кунут не является достоверным, равно как не подобает добавлять к молитве за Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) вообще что-либо». Этот взгляд, высказанный им, показывает, что он не расширил рамки данной аргументации, включив в неё понятие »хорошего» религиозного нововведения (»бид’а хасана»), как это склонны делать некоторые учёные из поздних поколений. Тем не менее, в хадисе об Убаййе ибн Ка’бе, который приводит Ибн Хузайма в своём »Сахихе» (1097), сообщается, что являясь имамом людей во время ночных намазов в месяц Рамадан, он призывал благословение на Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) в конце ду‘а-кунут, а это имело место во времена правления халифа ‘Умара (да будет доволен им Аллах!). Схожее сообщение передаётся от Абу Халима Му’аза аль-Ансари, который также руководил намазом людей во времена правления ‘Умара, о чём повествуют Исма’ил аль-Кади (№107) и другие. Исходя из этого, добавление этих слов правомерно ввиду того, что так поступали праведные предки из первых поколений мусульман, и тем самым нельзя категорически заявлять, что данное дополнение является религиозным нововведением. А Аллаху это ведомо лучше! См. «ОПИСАНИЕ МОЛИТВЫ ПРОРОКА» шейха аль-Албани. 14. Ду’а-кунут во время совершения намаза «аль-витр»

Теги других блогов: молитва ислам Уитр